10.09.2014 г.
Преподаватель китайского языка О.Н. Копырина в конце июня – начале июля 2014 г. проходила стажировку, организованной институтом Конфуция для преподавателей китайского языка как иностранного, в Сямэньском университете. Город Сямэнь (или Сямынь) издавна является важным торговым портом, а с началом политики реформ и открытости получил статус особой экономической зоны. Сямэньский университет является одним из старейших вузов КНР и был открыт в 1921 году.
В день приезда стало откровением, что студенческий кампус, где предстояло жить и заниматься, находился не в центре г. Сямэнь, а в его новом весьма удаленном районе – Сянъань, построенном около года назад. Новый кампус Сямэньского университета поразил всех своими масштабами. Так, от общежитий до учебного корпуса быстрым шагом приходилось добираться полчаса, что, несомненно, пошло на пользу здоровью учащихся. Выдались бесплатные абонементы в университетский спортивный комплекс, где помимо двух 25-метровых бассейнов были также тренажерный и гимнастический залы, теннисный корт. На территории кампуса также было пять открытых теннисных кортов, футбольный газон с искусственным покрытием, построенный по международным стандартам, профессиональные беговые дорожки… До сих пор приходится удивляться размаху, с которым в «чистом поле», где-нибудь на границе города и еще не попавшей под власть урбанизации деревни, возникают новые университеты-гиганты. Уже по одному этому можно судить о том, какой высокий в Китае спрос на высшее образование.
Все постройки студенческого городка выдержаны в одном архитектурном стиле с загнутыми по краям крышами, как у традиционных пагод, вокруг пушистые изумрудные газоны, гигантские фикусы, чистейшие искусственные озера с лотосами. Днем себя не слышишь от звона цикад, а ночью на сцену выходит лягушачий хор – природа еще не успела смириться с непрошенными гостями. Однажды утром по пути на занятия я стала свидетелем того, как привязанный к дереву бык щипал газон и декоративные кусты. Действительно, Китай – страна контрастов!
В программу курсов входили предметы по методике преподавания китайской грамматики, лексики, иероглифики, разговорной речи. Кроме того, проводились занятия по китайской культуре, включающие искусство ушу, китайскую медицину, чайную церемонию и особенности китайской кухни, пекинскую оперу и китайский кинематограф. Особо хотелось бы отметить пользу от занятий, посвященных использованию он-лайн ресурсов в преподавании китайского языка.
Организаторы запланировали для нас несколько увлекательных экскурсий. Одной из них стала поездка в исторический музей-заповедник на о.Гуланъюй – бывший международный сеттльмент, где сохранилось множество памятников колониальной архитектуры, старинные узкие улочки, выложенные брусчаткой и музей пианино с редчайшими экземплярами. В один из дней мы посетили старый кампус Сямэньского университета, расположенный на живописных, утопающих в зелени холмах Тайваньского пролива. Этот кампус сам по себе является достопримечательностью города – в выходной здесь не протолкнуться от туристов, жаждущий полюбоваться на его старые парки, озера с черными лебедями и необычную эклектичную архитектуру. Здесь же находится музей Сямэньского университета, где можно увидеть экспозицию, посвященную основателю университета – Чэнь Цзягэну — необычному человеку, бизнесмену-эмигранту, пожертвовавшему огромную сумму на создание университета.
Особенностью учебной группы стало и то, что половину ее составили китайские преподаватели-мигранты, а другую половину преподаватели из разных городов России — Москвы, Екатеринбурга, Барнаула, Новосибирска, Благовещенска. Несмотря на большой соблазн общаться по-русски в своем кругу, все общались исключительно на китайском языке, что также способствовало обмену опытом и стало хорошей языковой практикой. По окончанию курса участвовали в «Симпозиуме преподавателей китайского языка», который, кроме иностранных преподавателей, посетили также преподаватели из Китая. На симпозиуме обсуждались основные трудности преподавания китайского языка как иностранного.
В ходе общения с коллегами выяснилось, что почти все приехали на курсы за свой счет. Скажем, в одном из Московских университетов от преподавателей в обязательном порядке требуют повышения квалификации раз в год, но при этом финансовый вопрос даже не обсуждается! Вот где Ольга Николаевна в очередной раз помянула «альма-матер» добрым словом и убедилась, что и организация и финансирование в нашем университете находятся на хорошем уровне! О.Н. Копырина выражает сердечную благодарность ректорату, научному и международному отделам АлтГУ, координаторам программы «Академическая мобильность» за возможность получить ценный профессиональный и жизненный опыт, который, несомненно, пригодится и преподавателям кафедры востоковедения и нашему университету.