08.10.2018, автор?Виктория Галкина
Общая характеристика прокурорского надзора
Прокуратура представляет собой специальный надзорный орган государственной власти за соблюдением законности. Под надзором за законностью в Китае понимается надзор за верным исполнением законов.
Прокуратура вправе требовать исправления нарушений закона с целью обеспечения их единого и правильного исполнения в пределах страны. Надзор за законностью такого рода осуществляется в рамках полномочий прокуратуры, установленных законом, и с использованием исключительно правовых средств. Перечисленные функции принадлежат только прокуратуре. Исполнение указаний прокуратуры является обязательным в отношении любых лиц. Иные государственные органы, общественные объединения или индивиды не наделены подобными правами на осуществление надзорных полномочий, хотя некоторые из них имеют право контролировать соблюдение законодательства. Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией и Законом о народной прокуратуре. Задачами прокурорского надзора является предотвращение любых преступных деяний, связанных с предательством и расколом государства, защита народной демократии и социалистической системы, поддержание правопорядка, защита общественных и личных интересов народа, охрана социалистической государственной собственности, общественной и частной собственности народа, обеспечение успешной социалистической модернизации. Деятельность органов прокуратуры также направлена на то, чтобы воспитывать граждан республики быть преданными социалистической родине, самостоятельно соблюдать Конституцию и законы, активно участвовать в борьбе с преступной деятельностью (ст. 4 Закон об организации народной прокуратуры КНР). Повседневный надзор за соблюдением законности в стране все органы прокуратуры осуществляют путем общего надзора, надзора за следствием, судебного надзора, надзора за законностью содержания граждан в местах заключения. Используя все указанные формы и методы надзора прокуратура тем самым выполняет свою роль органа, осуществляющего надзор за аппаратом государственного управления, за судебными и следственными органами. В отличие от других органов государства, в той или иной мере осуществляющих надзор за соблюдением законов, прокуратура КНР в качестве основной своей обязанности имеет осуществление повседневного надзора за законностью деятельности центральных и местных органов государственного управления.
Принципы организации прокурорского надзора в КНР
Народные прокуратуры создаются СНП соответствующих ступеней. В конституции КНР 1982 г. ( ст. 131) говорится, что народные прокуратуры в пределах, установленных законом, осуществляют надзор самостоятельно, без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций и частных лиц.
Этот принцип независимости способствует усилению надзорной деятельности прокуратуры, укреплению ее роли и авторитета. В тоже время, нормативные акты устанавливают систему двойного подчинения прокуратуры. Верховная народная прокуратура ответственна перед ВСНП и его ПК, а местные народные прокуратуры, согласно Закону об организации народной прокуратуры, главные прокуроры провинций, автономных районов, городов центрального подчинения назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими местными собраниями народных представителей. Независимость прокуратуры КНР существенно ограничивает и то, что она подвержена влиянию Коммунистической партии Китая. В тоже время, нормативные акты устанавливают систему двойного подчинения прокуратуры. Верховная народная прокуратура ответственна перед Всекитайским собранием народных представителей и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, а местные народные прокуратуры ответственны перед местными органами государственной власти и вышестоящими народными прокуратурами. Например, согласно Закону об организации народной прокуратуры главные прокуроры провинций, автономных районов, городов центрального подчинения назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими местными собраниями народных представителей. Независимость прокуратуры КНР существенно ограничивает и то, что она подвержена влиянию Коммунистической партии Китая.
Органы прокуратуры
К органам народной прокуратуры КНР относятся Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры, военные прокуратуры и другие специализированные народные прокуратуры.
Верховная народная прокуратура — высший орган прокурорского надзора. Она руководит работой местных и специальных народных прокуратур. Верховная народная прокуратура отвечает за состояние законности, за организацию работы по надзору за законностью в стране. Также, верховная народная прокуратура осуществляет надзор за законностью деятельности органов государственного управления. Местные народные прокуратуры подразделяются на: Местные прокуратуры могут открывать надзорные участки в лесных районах, районах горнодобывающей промышленности и других местах. В состав народных прокуратур различных ступеней входят: главный прокурор, заместители главного прокурора и прокуроры. В народных прокуратурах могут учреждаться должности помощников прокуроров и секретарей. С санкции главного прокурора помощник прокурора может исполнять обязанности прокурора. Они под руководством главного прокурора обсуждают и решают вопросы особой важности. Если главный прокурор не согласен с решением этих вопросов, вынесенным большинством голосов, он может обратиться для решения данного вопроса в постоянный комитет собрания народных представителей соответствующей ступени.
Народная прокуратура провинции наделена следующими полномочиями (на примере Хэйлунцзян)
1. Осуществлять право прокурорского надзора в отношении дел, связанных с государственной изменой, а также серьезных уголовных дел, подрывающих политику и законы государства. 2. Проводить следствия по уголовным делам, которые связаны с злоупотреблением служебным положением государственными служащими. 3. Осуществлять надзор за расследованием дел следственными органами общественной и государственной безопасности. Выносить решения по вопросам ареста, возбуждения или не возбуждения уголовного дела. Также, осуществлять контроля за соответствием законам деятельности следственных органов. 4. Предъявлять обвинения по уголовным делам, представлять государственного обвинения в суде, проверять правильность судебного постановления, приговора по уголовному делу, а также осуществлять контроль за соответствием законам деятельности народного суда. 5. Осуществлять надзор за соответствием законам действий тюрем, следственных изоляторов и других исполнительных органов. 6. Осуществлять надзор за гражданским судопроизводством народных судов. 7. Осуществлять надзор за административным судопроизводств.
Структура народной прокуратуры провинции Хэйлунцзян