Собрание народных представителей

Законодательные основы деятельности провинциальных СНП

Органы законодательной власти КНР на местном уровне представлены собраниями народных представителей (далее СНП). Особенности функционирования местных СНП регулируются разделом V Конституции КНР 1982 г. Статья 95 Конституции КНР гласит: «в провинциях, городах центрального подчинения, уездах, городах, городских районах, волостях, национальных волостях и поселках создаются собрания народных представителей и народные правительства». Следует отметить, что в КНР органы власти на местах организованы на провинциальном, городском, уездном и волостном уровнях. Провинциальный уровень представлен тремя единицами: помимо самих провинций (шэн), к ним приравнены автономные области (цзычжи цюй) и города центрального подчинения (чжися ши).

Процедура избрания депутатов в СНП отражена в Законе КНР «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней». Прямые выборы предусмотрены только для низового уровня. Депутаты вышестоящих СНП избираются нижестоящими СНП. Так, в северо-восточных провинциях КНР (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин) общее количество городских округов составляет 36, депутаты этих округов представлены в провинциальных СНП. Депутаты СНП провинции Хэйлунцзян представлены от 13 городских округов, Цзилинь – 9 (включая автономный округ), а Ляонин — 14.

Структура СНП

Депутаты СНП избираются сроком на 5 лет. Текущим является 13 созыв, который берет свое начало в 2018 г. Провинциальный СНП для осуществления своих функций, согласно законам, собирается не реже чем раз в год на сессию. Проведение сессии СНП является ключевым моментом в политической жизни КНР, поэтому особое внимание уделяется организации сессии СНП. Из состава депутатов выделяют президиум, постоянное руководство президиума и члены секретариата, которые можно увидеть при анализе расположения депутатских мест в зале заседании СНП (см. рис 1).

Рисунок 1 Торжественное открытие 4 сессии 12 созыва СНП в провинции Ляонин, январь 2015 г.

Из рис. 1 видно, что члены президиума сидят напротив основного состава депутатов. Передний ряд президиума предназначен для постоянного его руководства. В состав Президиума 4 сессии 12 созыва СНП провинции Ляонин входило 73 депутата. Хотелось бы отметить еще одно наблюдение. 1/3 или 34% представителей президиума являются членами постоянного комитета СНП (далее ПК СНП). Состав постоянного руководства президиума во многом определяется спецификой государственной системы КНР. Так, в провинции Ляонин в него входят 10 человек, которые за исключением одного депутата уже занимают высшие посты в ПК СНП на должностях: председателя, а также всех его заместителей (7) и секретаря. Т.е. руководство президиума работает на постоянной основе и его состав во многом предсказуем.

Организация ПК СНП

Сессии СНП проходят в короткий промежуток времени. Четвертая сессия 12 созыва Ляонинского СНП длилась всего 4 дня с 27 по 30 января 2015 г. За это время было проведено три пленарных заседания и пять заседаний президиума, на которых были утверждены отчеты высших должностных лиц и решения ПК СНП. Для обсуждений отчетов и докладов руководства провинции депутаты делились на группы. По Конституции, центр тяжести законодательной власти между сессиями приходится на его Постоянный комитет (далее ПК СНП).

Таблица

Номенклатура должностей ПК СНП в северо-восточных провинциях КНР

Должности ПК СНП

Провинции

Ляонин Цзилинь Хэйлунцзян
Председатель 1 1 1
Зам. председателя 7 7 6
Секретарь 1 1 1
Зам. секретаря 1
Член 54 54 55
Итого 63 64 63

Как видно из таблицы, количество представителей и номенклатура должностей в ПК СНП в трех провинциях идентична. Исключение составила должность заместителя секретаря ПК СНП в провинции Цзилинь, которая на наш взгляд, носит в большей степени технический характер. Каждый член ПК подчиняется руководителю СНП, а после завершения сессии, руководителю ПК СНП. Анализ состава ПК СНП показывает, что он пропорционален количеству депутатов  от городских округов.

Отметим, что структура ПК СНП во многом однотипна, существуют лишь незначительные отклонения. Для провинции Ляонин структура ПК СНП представлена на схеме.

Схема: Структурная организация СНП и ПК СНП провинции Ляонин

Как  видно из схемы,  органы СНП и ПК СНП делится на два типа: административные органы управления ПК СНП и профильные комитеты. К первому типу учреждений относятся 2 структуры: Канцелярия/Администрация (баньгунтин) и Исследовательский отдел. Администрация ПК СНП имеет разветвленную структуру, в нее входят следующие отделы: секретариат, отдел общей информации, регистратура, отдел кадров, отдел административной безопасности, финансовый отдел, отдел руководящих кадров, отдел по распространению печатной информации, внутриведомственный информационный центр, центр повышения квалификации, сервисный центр, редакция журнала. Круг обязанностей этого органа связан с администрированием работы в ПК СНП и СНП. В частности, он организует подготовку и обеспечивает материалами (электронными документами, архивными, секретными документами или их копиями и иными важными бумагами) собрания руководителей ПК СНП, ПК СНП и СНП; редактирует отчетные доклады, распространяет информацию, готовит проекты, определяет общий режим работы различных отделов ПК СНП и СНП; рассматривает жалобы от населения и вышестоящих органов, предложения от различных органов; отвечает за административное сопровождение органов ПК СНП, административную безопасность, кадровую политику и работу руководящего состава .

Исследовательский отдел отвечает за информирование депутатов СНП содержания выступлений руководства СНП, ПК СНП и депутатов ВСНП; за сведение воедино рекомендаций, отзывов и мнений членов правительства, суда и прокуратуры; за подготовку пакетов документов для заседаний СНП и ПК СНП; за ротацию участников от правительства, суда и прокуратуры в заседаниях СНП; за анализ и резюме опыта работы СНП уездов (городских районов) и городов; за публикацию «Вестника СНП провинции Ляонин», «Материалов проверок»  и иных законотворческих обзоров, практик и теорий; за участие в теоретических обсуждениях и дискуссиях на государственном и межпровинциальном уровнях; за работу методического кабинета СНП и актуализацию его литературы.

Ко второму типу учреждений СНП и ПК СНП можно отнести 8 профильных комитетов: по законодательству; по внутренним делам и юстиции; по финансам и экономике; по сельскому хозяйству и сельской местности; по образованию, науке, культуре и здравоохранениюпо делам народностей, соотечественников за границей и внешним делам; комитет по строительству в городах и сельской местности, защите природных ресурсов и охране окружающей среде; комитет по выборам и работе с кадрами.  Финансово-экономический комитет дополнительно совмещает функции комитета по осуществлению бюджетного контроля.

Комитет по законодательству с 2018 г. получил дополнительные функции рабочего комитета по инициированию законов, таким образом получил функции административного органа. В частности, он отвечает и за механизм запуска процедуры рассмотрения того или иного законопроекта, составляет проект годового плана по принятию местных законов; вносит предложения для совещания руководства; делает обзоры местных законов, которые были приняты в ПК СНП иных провинций; ходатайствует у СНП и ПК СНП о принятии тех или иных проектах законов; выявляет недостатки решений, регламентов и приказов у провинциального правительства, а также постановлений ПК СНП и СНП уровня ниже провинциального .

Комитет по выборам и работе с кадрами ранее принадлежал к административным комитетам и носил название: «Рабочий комитет по подготовке выборов депутатов и работе с кадрами», в результате оптимизации был слит с кадровым комитетом. Его функции сохранили огромный пласт административных дел: отвечает за назначение и увольнение кадров, коммуникацию с депутатами и работу органов ПК СНП. Помимо этого, этот комитет отвечает за повышение квалификации депутатов; руководство работой по развитию СНП волостей и поселков; за назначение и увольнение кадров ПК СНП; за ежедневной работой мандатной комиссией депутатов; за перевыборы депутатов; за выявление и мнений, отзывов, предложений, рекомендаций депутатов.

Каждый специализированный комитет имеет избранного председателя (как правило, на них избираются заместители руководителя ПК СНП) и его заместителей.

Еще одной организационной структурой является совещание руководства, которое собирается примерно раз в месяц. Если обращаться к схеме, то это совещание необходимо расположить над всеми комитетами, работу которых оно и координирует.

Таким образом, законодательная власть в провинциях КНР опирается на территориально-административную систему представительства, учитывая при этом количество населения. С учетом разных факторов, наибольшее количество депутатов в СНП представлено от столичных городов провинции. Система представительства в КНР достаточно гибкая и предусматривает участие в законодательных органах представителей национальных меньшинств. Депутаты от военизированных структур занимают символические места. Быстротечность сессий СНП, простая структура собрания депутатов на уровне провинций, законодательное выделение постоянно действующего органа в системе законодательной власти в лице ПК СНП приводят к тому, что ПК СНП играет главную роль в процессе законотворчества.  Структура ПК СНП предполагает деление на административные (для управления) и профильные органы (для развития и регулирования основных сфер китайского общества). 

Более подробно с организацией ПК СНП и СНП можно ознакомиться здесь

Добавить комментарий