Феномен реформаторов в провинции Ляонин

Дмитрий Глазунов

(статья)

Изучая новейшую историю Китая, задаешься вопросом: почему в центре и регионах появился целый слой реформаторов-управленцев? Как удалось им провести реформы?

Ключевая фигура в провинции — это секретарь провинкома, которому принадлежит вся полнота власти в регионе. Поэтому интерес к Ли Гуйсяню и Цюань Шужэню возникает в первую очередь. В 1985 г. на должность секретаря провинкома Ляонин был назначен Ли Гуйсянь (1937—по с.д.). Первые этапы его трудовой деятельности связаны с работой на производстве (1965-1977 гг.) и службой в отраслевых учреждениях региона (1977-1985 гг.). Став секретарем ПК провинкома, он фактически сразу же был назначен на аналогичный пост в Аньхой. Тем не менее, высшим достижением в его послужном списке стала деятельность в Правительстве КНР (1988-1998 гг.). В частности, он был членом Госсовета, главой китайского банка и ректором государственной академии.

Служебные продвижения Ли Гуйсяня в центральных органах власти имели важное значение для провинции Ляонин. Фактически он оказывал покровительство ляонинской партийной элите, продвигал ее интересы. С другой стороны, фракция, в которую входил Ли Гуйсянь, использовала в своих интересах возможности местной партноменклатуры. 

Цюаню Шужэню (1930–2008 гг.) мы уже посвятили отдельную статью. Отметим кратко, что он был репрессирован в годы культурной революции, разжалован и вынужден был начинать заново свой профессиональный путь от рабочего до директора завода. Период его управления провинцией Ляонин пришелся на эпоху проведения в Китае реформ открытости. Именно Цюань Шужэнь реализовал целую серию реформ в провинции Ляонин. Основное направление его преобразовательной деятельности коснулось приморских городов, благодаря которым экономика Ляодунского полуострова стала внешнеориетированной, технологичной. Были открыты филиалы иностранных фирм и банков. Разные части провинции Ляонин объединились в единый экономический организм. Не менее важной реформой стала реорганизация государственных предприятий, которые стали в своем производстве учитывать рыночную конъюнктуру. Цюань Шужэнь уделил огромное внимание аграрной отрасли, в которой проводилась политика «трех дел на селе».

Фактически вокруг фигуры Цюань Шужэня собралась команда из лиц, судьба которых во многом напоминала его. Лица, входившие в состав ПК, распадались на две части. Первая часть — это заместители секретаря, которые составляли ближайшее окружение секретаря ПК. Вторая – остальные члены ПК КПК провинкома. В соответствии с таблицей 1 в первую часть вошли: Цюань Шужэнь, Ли Чанчунь, Сунь Вэйбэнь, Ли Цзэмин, Сунь Ци, Ван Цзюйлу.

Ли Чанчунь (1944—по с.д.) принадлежал к поколению 40-х годов. Получив высшее образование, прошел трудовой путь от техника до генерального директора завода (1966—1980 гг.). Далее, зарекомендовав себя хорошим руководителем г. Шэньяна (столица провинции), смог получить должность губернатора (второе лицо в провинции после секретаря ПК) Ляонин. В последующем полученный опыт управления ляонинской экономикой он реализовывал на высших постах в провинциях Хэнань (1993-1997) и Гуандун (1998-2002). Входил в ограниченный круг лиц, которые принимали решения на государственном уровне, будучи членом политбюро ЦК КПК (2002-2012 гг).

Судьбы Сунь Вэйбэня (1928—по с.д.) и Сунь Цзи (1930—по с.д.) во многом схожи с Чуань Шучжэнем. Будучи уроженцами провинции Ляонин, достигнув определенных успехов в своей деятельности (оба в сфере управлениями уездного уровня), подверглись репрессиям в годы культурной революции и понижены в должностях. В начале 1970-х годах были восстановлены в правах и вновь возобновили свою служебную деятельность. До назначения на должность замсекретаря ПК провинкома Сунь Вэйбэнь дошел до высшего партийного поста округа Телин, а Сунь Цзи – округа Чаояна. В дальнейшем их судьбы разошлись. Сунь Вэйбэнь сделал карьеру в Хэйлунцзян, став секретарем провинкома, а Сунь Цзи остался в Ляонин, получив должность секретаря дисциплинарной комиссии и позже председателя народного политического консультативного совета.

В отличии от вышеупомянутых деятелей Ли Цзэминь (1934—по с.д.) не был уроженцем провинции, но вся трудовая деятельность с 1960-х годов прошла в ней. Также как и большинство его коллег стал жертвой культурной революции, но впоследствии реабилитирован и получил право работать в административных структурах. В ПК КПК попал будучи секретарем горкома Шэньяна (пришел на смену Ли Чанчуню). После службы в Ляонине занимал высший пост в провинкоме Цзянсу.

Наконец, Ван Цзюйлу (1945—по с.д.) политик нового поколения родился вне провинции, но также как у Ли Цзэминя весь профессиональный путь до назначения на должность замсекретаря прошел в провинции Ляонин. Его работа была связана с низовым сельским управлением. Управленческие навыки, полученные на селе, позволили ему с 1980 г. успешно зарекомендовать себя в уездных структурах и возглавить провинциальную комсомольскую организацию. После ухода Цюаня Шучжэня с поста секретаря провинкома, он перемещается в центральные структуры (1993-2005 гг.), выполняя функции замминистра юстиции, замначальника секретариата Всекитайского НПКС. Последний этап его трудовой прошел в (с 2005 г.) в провинции Хэйлунцзяне в качестве руководителя местного НПКС [Ван Цзюйлу].

Краткий анализ служебных «траекторий» секретарей ПК провинкома и их заместителей позволяет сделать несколько важных выводов. Во-первых, весь руководящий состав ПК хорошо знал о проблемах провинции, т.к. они были или ее уроженцами и посвятили свою жизнь службе интересам «малой родины», или имели длительный опыт работы на ее территории.

Во-вторых, большинство высокопоставленных деятелей (Цюань Шужэнь, Сунь Вэйбэнь, Сунь Цзи, Ли Цзэминь) прошли через горнило культурной революции и вынуждены были вновь выстраивать свою карьеру. При этом все в дальнейшем добились больших успехов, что может свидетельствовать о большой их силе характера. Более того, они вновь прочувствовали потребности народа, а оставшуюся жизнь посвятили улучшению положения народных масс. Народ, в свою очередь, отвечал лояльностью. Например, Цюань Шужэня прозвали «народным директором» за внимательное отношение к простым рабочим.

В-третьих, в VI составе ПК провинкома были сильны позиции «производственников», упрощая можно сказать, что этот ПК представлял собой собрание директоров заводов. Неудивительно, что им были знакомы проблемы промышленности и сельского хозяйства. В совокупности понимания потребностей народа и проблем развития крупных государственных предприятий, сельского хозяйства позволило сформулировать и собственную региональную идеологию реформ: «поддерживать нормы производительности, с помощью практики и уважения инициатив народных масс».

В-четвертых, можно наблюдать своеобразный «экспорт» реформаторов в другие провинции. Состав ПК провинкома был достаточно мобильным. Заместители секретаря ПК КПК ляонинского провинкома впоследствии возглавили Хэнань, Гуандун, Хэйлунцзян, Цзянсу. При этом необходимо понимать, что решающую роль в этом процессе играл центр, который исходил, в том числе из логики усиления фракционных сил.

Оставшиеся члены ПК КПК провинкома дополняют уже описанную выше ситуацию. Например, следует выделить, прежде всего, заместителей губернатора Бай Личэня, сменившего его Юй Силина, Чжу Цзячжэня, и Чэнь Сучжи. Рассмотри к примеру жизненный путь Бай Личэня. Он – уроженец провинции Ляонин, получив образование в аграрном институте, был направлен на работу в деревню и постепенно дослужился до высших постов в городах Инкоу и Паньцзинь. Его деятельность не ограничилась провинцией Ляонин, далее он продолжил службу в Ганьсу [Бай Личэнь]. Что касается, Чжу Цзячжэня, который хоть и родился в Пекине, но после окончания вуза и до 1980-х годов работал на фушуньском нефтеперерабатывающем заводе, пройдя путь от рабочего до заместителя директора нефтяной компании. Чжу Цзячжэня – классический пример топ-менеджера, который проработав в провинциальных и даже в центральных правительственных структурах, в итоге стал генеральным директором известной в Китае нефтяной компании.

Схожесть судеб реформаторов, которые сплотились вокруг Цюань Шужэня, говорит о том, что их появление в истории было неслучайным. По сути все они были «продуктом» предшествующей эпохи, все они были в той или иной мере жертвами культурной революции. Основным мотивом их деятельности стало желание преодолеть последствия культурной революции и улучшить материальное положение народа. Будучи разжалованными и переведенными на низовую работу, они стали более осведомлены о состоянии местной экономики, чаяниях народа, который жаждал перемен; они понимали рыночную конъектуру, руководили крупными заводами. Реформы, проведенные в провинции, совпали с курсом центрального правительства, что обеспечило им дополнительный успех.

 

1 комментарий: Феномен реформаторов в провинции Ляонин

  1. Надежда пишет:

    Интересно, а в других провинциях ситуация такая же была?

Добавить комментарий